Среда, 21.08.2019, 11:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая работа

Главная » Файлы » ШМО начальных классов » методические пособия, рабочие программы

«Мой профессиональный выбор»
31.12.2015, 07:20

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

 

Программа

мер по оказанию содействия  профессиональному самоопределению обучающихся СКОШИ

«Мой профессиональный выбор»   

 

1. Паспорт программы

Наименование программы

 

Программа мер по оказанию содействия  профессиональному самоопределению обучающихся СКОШ  «Мой профессиональный выбор»

Основания для разработки программы

 1. Трудовой кодекс РФ;

  2.Конвенция о правах ребенка;

3.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;     

4.Образовательная программа структурного подразделения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат» ГОУ СПО СО «Камышловский гуманитарно – технологический техникум», 2014  г.

5.Типовое положение о специальном (коррекционном ) образовательном учреждении для обучающихся ,воспитанников с отклонениями в развитии, с целью обеспечения прав детей  с нарушениями интеллекта на образование,утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. №288 ( с изменениями от 10.03.2000 г. №212.)

6.Программа развития ГБОУ СПО СОКГТТ,2012 г.

  7.Устав ГБОУ СПО СО КГТТ.

Координатор программы

 Горбачева М.В.

 

Разработчики программы

 

Творческая группа педагогов.

Основные исполнители программы

 

 

Администрация и педагогический коллектив СКОШИ.

Сроки выполнения и этапы реализации программы

 

                      2014-2016 г.

Цель программы

Формирование у обучающихся готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального  образовательно  - профессионального маршрута в условиях свободы выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, в соответствии со своими возможностями ,способностями и с учетом  требований рынка труда.

Основные задачи программы

  • Создание условий для оказания обучающимся поддержки в профессиональном самоопределении .
  • Повышение уровня психологической компетенции воспитанников школы-интерната за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия.
  • Формирование положительного отношения к самому себе, осознания своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии; формирование мотивов саморазвития, личностного роста.
  • Адаптация имеющегося в школе банка профориентационных технологий к условиям  изменяющегося рынка труда и услуг профессионального образования.
  • Организация  социального партнерства школы с представителями образовательного  и профессионально-производственного территориального окружения, обеспечение преемственности общего и профессионального образования.
  • Обеспечение социальной адаптации выпускников в обществе.
  • Привлечение родителей к реализации  программы;

Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • повысить мотивацию  обучающихся  к труду;
  • оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;
  • обучить подростков основным принципам  и  навыкам поведения на рынке труда;
  • сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

 2.Введение. 

        Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.

Увеличивается число неработающей и необучающейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.

   Рыночные  отношения  кардинально меняют характер и цели труда : возрастает его интенсивность, усиливается напряженность ,требуется высокий профессионализм, выносливость  и ответственность. В связи с этим в школе  большое внимание должно уделяться  проведению целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся. Профессиональная подготовка молодежи  должна начинаться еще в школьные годы.

      Одной из приоритетных задач современного образования является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору.  Реально  обучающийся, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума.

     Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая.

      Поэтому главная задача общеобразовательного учреждения на сегодняшний день – подготовить ученика (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению.

     Для этого необходимо сформировать у школьников социально значимые внутренние (психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении.     Поэтому возникла         необходимость создания программы по профориентационной деятельности ,которая объясняется :

  •     во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования;
  •     во-вторых, координацией деятельности работников образовательного учреждения по повышению эффективности профориентационной работы среди обучающихся, их родителей, её конкретизацией с учетом потребностей предприятий  города и перспективы размещения производительных сил на территории города;

в-третьих, важностью создания взаимодействия школы с предприятиями города на основе признания значимости проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной  работы, которая предполагает  формирование системы знаний, необходимой для адекватного профессионального выбора обучающихся школы-интернат.                    В связи с этим возникает необходимость разработки новых подходов к профессиональной ориентации молодежи, которые заключаются в обучении продуктивной практической деятельности, направленной на формирование рефлексивных способностей: познание собственной деятельности, умение видеть в ней успехи, ошибки, исправлять их при подготовке к профессиональному самоопределению.
Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники интернатных учреждений и детских домов, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. В подобной ситуации, главное –  не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляются  к выбранной профессии  и к личности ребенка. Правильно сделанный подростком выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. 
Профессиональное самоопределение представляет собой  сложный, длительный и динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистического образа себя как профессионала.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14—15 лет, лишь 10—15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьезная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать.

Было бы неверным оценивать позицию обучающихся, опираясь на критерии «хорошо - плохо».

Статистика показывает,   что в среднем 8% выпускников школ-интернатов и детских домов не получили профессиональное образование.

Из них:

  • сразу ушли из училища – 1 %;
  • оставили обучение через год – 44 %;
  • оставили обучение через 2 года – 33 %;
  • оставили обучение после 3 лет обучения – 2 %.

 3. Пояснительная записка.

Основанием  для разработки программы мер по оказанию содействия  профессиональному самоопределению обучающихся СКОШИ

«Мой профессиональный выбор» является:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;  
  • Образовательная программа структурного подразделения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат» ГОУ СПО СО «Камышловский гуманитарно – технологический техникум», 20014 г.
  • Типовое положение о специальном (коррекционном ) образовательном учреждении для обучающихся ,воспитанников с отклонениями в развитии, с целью обеспечения прав детей  с нарушениями интеллекта на образование,утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. №288 ( с изменениями от 10.03.2000 г. №212.)
  • Программа развития ГБОУ СПО СОКГТТ,2012 г.

Профориентационная работа - представляет собой комплекс мероприятий (психологических, психофизиологических , медицинских, социально-педагогических), направленных на профессиональное самоопределение индивида с учетом его склонностей, интересов, возможностей и потребностей рынка труда.

Особенность профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов заключается в том, что выбор профессии осложняется ограничениями в сфере их психофизических возможностей.

На основании этого организационным аспектом профориентации в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения  является анализ контингента обучающихся, воспитанников и постановка задач, соответствующих характеру и степени тяжести нарушений, потенциальных возможностей социально-трудовой адаптации детей.

Программа профориентации в учреждении складывается из нескольких последовательных этапов (таблица 1), в ходе реализации которых решаются комплексные задачи, используются различные приемы и методы. Все это требует привлечения разных специалистов (медицинского работника, педагога-психолога, учителей – дефектологов, учителей-логопедов, социального педагога).

В процессе осуществления профориентации выделяется несколько блоков:

  • медицинский блок – определение перечня показаний и противопоказаний к трудовой деятельности;
  • психофизиологический блок – определение, исходя из характера реактивности жизнеобеспечивающих систем, уровня доступных и показанных нагрузок;
  • психологический блок – определение, исходя из анализа психологических факторов, ориентации на различные виды трудовой деятельности;
  • педагогический блок – формирование трудового стереотипа, готовности к труду, формирование и развитие профессионально важных качеств;
  • социальный блок – подбор оптимальных вариантов профообучения и трудоустройства на основании анализа рынка труда, соответствующей информации о наличии возможностей получения начального профессионального образования в регионе, взаимодействие с родителями (законными представителями) по формированию адекватных профессиональных планов у детей.

Таблица 1

Примерная программа профориентации обучающихся, воспитанников учреждения

Возраст

Задачи этапа

Мероприятия

Младший школьный

8 – 10 лет

1) формирование установки на труд;

2) стимулирование психического и физического развития;

3) формирование у родителей адекватного отношения к заболеванию ребенка

Педагогические – формирование навыков общения, ручной труд, самообслуживание, общественно полезный труд, ознакомление с простыми массовыми профессиями.

Медицинские - диагностика психического и физического развития.

Психологические - диагностика, стимулирование и коррекция психического развития, психологическое консультирование и информирование родителей.

Социальные - социальная диагностика, расширение социальных связей, социально-бытовая адаптация, социально-средовая ориентировка.

В семье - организация ручного и бытового труда,  самообслуживания, обучение ведению домашнего хозяйства, ознакомление с профессиональной деятельностью родителей.

Средний школьный

11 – 13 лет

1) формирование трудового стереотипа;

2) общетрудовая подготовка;

3) стимулирование психического и физического развития;

4)  выявление склонностей;

5) формирование у родителей адекватных профессиональных планов относительно ребенка

Педагогические – формирование навыков общения, трудовое обучение – общетрудовая подготовка, трудовые пробы, выявление склонностей, ознакомление с кругом показанных профессий, условиями труда и производством, формирование трудовой дисциплины.

Медицинские - диагностика умственного, психического и физического развития, рекомендации по режиму и характеру учебного труда, контроль за трудовыми нагрузками, профессиональные рекомендации.

Психологические - диагностика, выявление склонностей, способностей, стимулирование и коррекция психического развития, формирование адекватной самооценки, психологическое консультирование и информирование родителей.

Социальные - социальная диагностика, расширение социальных связей, социально-бытовая адаптация, социально-средовая ориентировка.

В семье - организация бытового труда,  самообслуживания, обучение ведению домашнего хозяйства, ознакомление с профессиональной деятельностью людей, имеющих аналогичные заболевания, развитие интересов и способностей.

Первый старший школьный

14 – 16 лет

1) формирование трудовых умений и навыков;

2) формирование профессиональных планов;

3) взаимодействие с родителями по формированию и реализации профессиональных планов ребенка

Педагогические – трудовое обучение – профильная трудовая подготовка, формирование профессионально важных функций и качеств, общественно полезный и производительный труд, ознакомление с показанными профессиями, условиями труда и производством, формирование трудовой культуры, навыков делового общения.

Медицинские - диагностика умственного, психического и физического развития, рекомендации по режиму и характеру учебно-производительного труда, контроль за трудовыми нагрузками, определение трудового прогноза, профессиональные рекомендации.

Психологические – профдиагностика, развитие гибкости психических функций, формирование навыков саморегуляции, адекватной самооценки, формирование установок на принятие ролевых позиций, профессиональное информирование и консультирование, в том числе родителей, ориентация на конкретные виды профессиональной деятельности, формирование и коррекция профессиональных планов.

Социальные – социальная диагностика, расширение социальных связей, социально-бытовая адаптация, социально-средовая ориентировка, консультирование по вопросам профессионального обучения и трудоустройства, в том числе родителей, содействие в профориентации, профессиональном обучении.

В семье – организация бытового труда,  ведение домашнего хозяйства, ориентировка на самостоятельное ведение хозяйства, ознакомление с трудовой деятельностью людей, имеющих аналогичные заболевания.

Второй старший школьный

16 – 18 лет

1) формирование профессиональных планов;

2) профессиональная подготовка;

3) взаимодействие с родителями по формированию и реализации профессиональных планов ребенка

Педагогические – профессиональная подготовка, формирование профессионально важных функций и качеств, общественно полезный и производительный труд, ознакомление с показанными профессиями, условиями труда и производством, формирование трудовой культуры, навыков делового общения.

Медицинские - диагностика умственного, психического и физического развития, рекомендации по режиму и характеру учебно-производительного труда, контроль за трудовыми нагрузками, определение трудового прогноза, профрекомендации.

Психологические - профдиагностика, развитие гибкости психических функций, формирование навыков саморегуляции, адекватной самооценки, формирование установок на принятие ролевых позиций, профессиональное информирование и консультирование, в том числе родителей, ориентация на конкретные виды профдеятельности, формирование и коррекция профпланов.

Социальные - социальная диагностика, расширение социальных связей, социально-бытовая адаптация, социально-средовая ориентировка, консультирование по вопросам профобучения и трудоустройства, в том числе родителей, содействие в профориентации, профобучении, трудоустройстве.

В семье - организация бытового труда,  ведение домашнего хозяйства, помощь в выборе профессии, места профобучения, помощь в трудоустройстве

 

 Роль специалистов учреждения на этапах профессиональной ориентации.

Оптимальной организации профориентации обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в условиях учреждения является четкое понимание функций различных специалистов, непосредственно реализующих профориентационные мероприятия.

На начальных этапах профориентации педагоги обеспечивают включение элементов профориентационного просвещения в процесс обучения, в том числе трудового, организуют мероприятия, формирующие знания, способы деятельности в системе профессиональных отношений, наблюдают за становлением круга интересов, основных характерологических особенностей детей.

В последующем учителя и воспитатели организуют профориентационные часы и уроки, функции которых в значительной мере сводятся к усвоению алгоритма адекватного профессионального выбора, продолжают изучение особенностей развития детей со смещении акцентов на оценку специфики развития качеств, наиболее важных в отношении возможности успешного включения в тот или иной вид трудовой деятельности, привлекают к профориентационной работе родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников, главным образом сообщая им профориентационную информацию, обсуждение выбора трудового пути детей.

Психолог в начальный период проводит общую психодиагностику при определении стартовых позиций детей относительно возможности усвоения ими учебных программ, в том числе трудового обучения, организует и проводит развивающие и коррекционные мероприятия, формирует банк психодиагностических данных на учащихся с целью их последующей интерпретации в интересах профориентации.

На формирующих этапах педагог-психолог действует в следующих направлениях: проводит тренинговые и коррекционные занятия по развитию и формированию значимых психологических качеств и навыков в плане усвоения показанных детям видов трудовой деятельности, организует консультативно-коррекционную работу с родителями (законными представителями) для формирования у них адекватных представлений о трудовых перспективах детей и активной позиции в аспекте их собственного включения в процесс профориентации.

В работе педагога-психолога очень важен процесс профдиагностики. При этом специалист акцентирует внимание на оценке:

состояния психомоторного и интеллектуального развития, особенности которого важны в обеспечении операционной составляющей трудовой деятельности;

интересов и ценностных ориентаций к тем элементам поведения, действий, которые естественным образом оказываются «вплетенными» в структуру трудовой деятельности;

установок и мотивов на различные виды деятельности.

Медицинский работник учреждения осуществляют медицинскую профдиагностику, которая включает определение состояния основных функциональных систем организма ребенка в плане допустимости предлагаемых нагрузок в той или иной трудовой и профессиональной деятельности. Главная задача медицинского работника – осуществить не профотбор в результате осмотра подростка, а профподбор в соответствии с медицинским диагнозом. В функции врачей также входит профконсультативная работа как с детьми, так и с их родителями (законными представителями).

Эффективность и действенность профориентации будет зависеть от того, насколько вся система профориентациионных мероприятий сумеет сориентировать обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов на реальные ситуации на рынке труда, на рынке образовательных услуг в существующей системе профессиональной подготовки и трудоустройства. Здесь очень важна роль социального педагога, который выступает составителем и распространителем всей профориентационной информации о состоянии рынка труда, о возможностях профессиональной подготовки. Получение соответствующей информации должно опираться на реально существующие службы, которые традиционно решают проблемы профессиональной подготовки, трудоустройства, профессиональной реабилитации: учреждения службы занятости, учреждения системы социальной защиты, профобразования, общественные организации, производственные учреждения и организации, предоставляющие места для трудоустройства лицам с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам.

Для координации работы по профориентации в учреждении  работает  «орган» профориентации -  творческая  группа ,которая будет заниматься непосредственно организацией, планированием  и проведением всей профориентационной работы в ОУ.В качестве его членов в обязательном порядке представлены классные руководители старших классов, учителя труда, врач, педагог-психолог, социальный педагог,заместитель директора по ВР, родители (законные представители). 

Функции  творческой группы по профориентационной работе :

  • формирование плана, программы работы по профессиональной ориентации в учреждении с указанием конкретных целей, задач на каждом этапе профориентации;
  • сбор и распространение в различных формах профориентационной информации среди педагогического коллектива, обучающихся, родителей (законных представителей);
  • определение наиболее перспективных мест будущего профессионального обучения в конкретном учреждении профессионального образования и трудоустройства обучающихся, воспитанников;
  • контроль за ходом реализации профориентационных мероприятий в учреждении;
  • взаимодействие с учреждениями профессионального образования для  знакомства преподавателей и мастеров с психологическими особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и с особенностями методики их трудового обучения и профессиональной подготовки, определения индивидуального образовательного и реабилитационного подхода.

      4. Цель и задачи программы.

            Цель: формирование у обучающихся готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального  образовательно  -профессионального маршрута в условиях свободы выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, в соответствии со своими возможностями ,способностями и с учетом  требований рынка труда.

          Для реализации поставленной цели обозначен ряд задач:

  1. Создание условий для оказания обучающимся поддержки в профессиональном самоопределении .
  2. Повышение уровня психологической компетенции воспитанников школы-интерната за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия.
  3. Формирование положительного отношения к самому себе, осознания своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии; формирование мотивов саморазвития, личностного роста.
  4. Адаптация имеющегося в школе банка профориентационных технологий к условиям  изменяющегося рынка труда и услуг профессионального образования.
  5. Организация  социального партнерства школы с представителями образовательного  и профессионально-производственного территориального окружения, обеспечение преемственности общего и профессионального образования.
  6. Обеспечение социальной адаптации выпускников в обществе.

    5 .Основные понятия и принципы   профессионального самоопределения.     

Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер воздействия человека в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования.

Профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределения с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.

Профессиональная производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника. Формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

При планировании и организации работы по профессиональному самоопределению воспитанников школы-интерната мы учитываем как общеизвестные дидактические принципы, так и специфические:

  • принцип личностно ориентированного подхода,
  • практико-ориентированный принцип,
  • принцип организации партнерских отношений,
  • принцип системного подхода,
  • принцип дифференциации,
  • принцип интеграции,
  •  принцип комплексного подхода.

6. Основные пути решения проблемы.

Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в программе предусмотрены следующие направления деятельности:

  1. Профессиональное просвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
  2. Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
  3. Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
  4. Профессиональная адаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

      Профориентационная работа в  СКОШИ  представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов. Вся  профориентационная работа направлена на формирование модели личности выпускника, как главного целевого ориентира системы. Соответствие  этой модели должно обеспечить выпускнику жизненный успех, самореализацию в личностном и профессиональном плане.

 

Категория: методические пособия, рабочие программы | Добавил: kris_stopzona
Просмотров: 92 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz