Среда, 21.08.2019, 11:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая работа

Главная » Файлы » ШМО начальных классов » методические пособия, рабочие программы

Использование наглядности на уроках трудового обучения для детей с нарушением интеллекта в целях формирования социально значимых навыков
10.04.2015, 15:31
Использование наглядности на уроках трудового обучения для детей с нарушением интеллекта в целях формирования социально значимых навыков Дети из всего могут сделать всё. И.В.Гёте Труд — это основа любых культурных достижений, один из основных и важных видов деятельности в жизни человека. В педагогике огромное значение придаётся ручному труду. В нем заложены неиссякаемые резервы развития личности ребенка, он является благоприятным условием его обучения и воспитания, формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков, способствует социальной адаптации ребенка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде. Особую значимость ручной труд приобретает в обучении и воспитании детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Дети, обучающиеся в специальных (коррекционных) школах, обладают рядом особенностей личностного развития. Программы обучения и воспитания учитывают специфику становления личности детей с интеллектуальной недостаточностью и ориентированы на решение их проблем. Основные виды деятельности в специальных (коррекционных) школах должны быть направлены на позитивное развитие ребенка, т.е. на развитие его интеллекта, нравственности, эмоционально - волевое развитие, в том числе - развитие самостоятельности, а также его физическое развитие. Особую роль в этом процессе играют следующие виды деятельности: познавательная, деятельность по интересам, трудовая и игровая. В связи с возросшими требованиями к знаниям, умениям и навыкам обучающихся специальных (коррекционных) школ в последнее время особое внимание уделяется трудовому обучению и воспитанию данной категории детей. Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих учебно-воспитательных и коррекционных задач: • воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду; подведение ребёнка к пониманию того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице и т. д.); • формирование умения воспринимать красоту трудового процесса и развитие стремления к созданию предметного мира по законам красоты; • воспитание положительных личностных качеств ученика (трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать собственные трудности и помогать другому, умение работать в коллективе); • ознакомление с правилами безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями; • воспитание уважения к своему труду и к труду других людей; • воспитание культуры труда (эстетическое отношение к организации и процессу своего труда); • сообщение познавательных сведений о труде и отдельных профессиях; • формирование знаний о различных видах ручного труда; • ознакомление с поделочными материалами, используемыми на уроках ручного труда, их физическими и художественно-выразительными свойствами; • обучение работе с инструментами и приспособлениями, применяемыми в обработке того или иного поделочного материала; • обучение доступным приёмам и способам обработки поделочных материалов. Наряду с этими задачами на уроках ручного труда решаются и специальные (коррекционные) задачи, направленные на: • коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании общетрудовых умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда); планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, необходимые для их выполнения); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия); • повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений); • компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.); • коррекцию недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.). Коррекционная направленность обучения на уроках ручного труда предполагает: • максимальное использование интеллектуальных, физических и эмоциональных возможностей в работе по коррекции недостатков в развитии школьников; • взаимосвязь трудовой деятельности с другими видами деятельности (игрой, математикой, рисованием, развитием речи); • неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале; • замедленность обучения; • подачу учебного материала малыми порциями; • максимально развёрнутую форму сложных понятий, умственных и практических действий; • предварение изучения нового материала пропедевтикой; • руководство над действиями школьников вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником; • подбор и систематизацию практических заданий разного содержания, которые имеют общие черты и сходные приёмы обработки поделочных материалов; • подбор доступных для работы поделочных материалов. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий. Трудовое обучение способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, формированию умственных действий и целенаправленной деятельности. Положительное отношение к труду, интерес к овладению трудовыми умениями и навыками способствует развитию познавательной активности детей. Умения, навыки, полученные на уроках трудового обучения в начальной школе, будут востребованы и на уроках труда в старших классах. Поэтому надо использовать все возможности для формирования интереса и положительного отношения к труду. На уроках ручного труда учитель приучает обучающихся к целесообразным, экономным трудовым действиям. Необходима системность и при обучении правилам техники безопасной работы и гигиены труда. Соблюдение обучающимися чётких и неукоснительных требований к своей работе будет способствовать развитию организованности и целенаправленности их деятельности. Формирование этих навыков возможно при соблюдении следующих условий: • пример педагога; • постоянный контроль; • постановка конкретной цели; • соответствующая наглядность. Особое место на уроках ручного труда занимает наглядность. Принцип наглядности – один из ведущих в коррекционной школе. С этой целью мною было составлено пособие «Наглядность к урокам трудового обучения в начальных классах школы VIII вида». Данное пособие состоит из таблиц, схем, позволяющих учителю создать на уроке условия для повышения самостоятельности; применять ранее полученные знания и умения; приобретать новые навыки экономного и рационального использования материалов. В соответствии с программой В.В.Воронковой предусмотрены следующие разделы: • работа с бумагой; • работа с тканью; • работа с древесиной и природными материалами; • работа с пластилином; • работа с металлом, проволокой. Каждый раздел состоит из: • инструкции по охране труда; • схемы инструментов; • образцы организации рабочего места; • приёмы работы. Особенности данной наглядности состоят в том, что предусмотрены инструкции как для читающих, так и для обучающихся, не владеющих навыками чтения (рисуночный вариант). Также предусмотрена преемственность в работе начальной школы и среднего звена по трудовому воспитанию. Частично эта наглядность мною используется на уроках, как при фронтальной, так и индивидуальной работе с обучающимися. Актуальность данного пособия заключается в том, что в настоящее время многие из обучающихся коррекционных школ имеют сложную структуру дефекта и нуждаются в как можно большем задействовании межанализаторных связей, на что и направлено данное пособие.
Категория: методические пособия, рабочие программы | Добавил: vsv
Просмотров: 297 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz